| 
     (принята
    постановлением Главы Администрации области от
    15.06.1998 года № 241 “О концепции развития
    образования в Астраханской области”) 
    Концепция развития образования в
    Астраханской области (далее - концепция) является
    теоретическим документом, описывающим
    стратегию, основные направления, задачи и цели
    совершенствования деятельности учебных
    заведений, входящих в образовательную систему
    региона, и позволяющим получить намеченные
    результаты. 
    
      
        
          
                Основные проблемы развития образования 
          
        
      
    
    В общем образовании: 
    
      - неопределенность целей и приоритетов
        образования и воспитания;
 
      - недостаток средств на поддержание и развитие
        учебного процесса, особенно в сельской школе;
 
      - низкая оплата труда работников образования и
        нерегулярность выплат;
 
      - перегруженность учебной недели;
 
      - устаревшее содержание образования;
 
      - отсутствие условий для дифференцированного
        обучения в массовой школе;
 
      - недостаточные школьные знания по экономике и
        праву, экологии, основам безопасности
        жизнедеятельности;
 
      - отсутствие доступа молодежи к современным
        каналам информации. 
 
     
    В профессиональном образовании: 
    
      - несоответствие направлений профессиональной
        подготовки потребностям экономики и социальной
        сферы, спросу населения;
 
      - преобладание отраслевого характера структуры
        образования, ориентированного на
        государственные предприятия и производственные
        сферы экономики;
 
      - высокая доля учебных заведений федеральной
        собственности;
 
      - не заинтересованность работодателей всех форм
        собственности в решении проблем
        профессионального образования;
 
      - несбалансированность структур начального,
        среднего, высшего, послевузовского и
        дополнительного профессионального образования,
        их несоответствие научно-техническому
        прогрессу;
 
      - отсутствие разнообразия специальностей и
        специализаций, слабая ориентация на новые рынки
        труда в соответствии с развитием региона (сфера
        услуг, торговля, бизнес, фермерство,
        международные связи, международный и российский
        туризм, международный и российский транспорт);
 
      - экономическая неэффективность системы
        профессионального образования (слабая
        интеграция учебных заведений различных ступеней
        образования, дублирование образовательных
        программ).
 
     
    
      
      - Астраханской области
 
      
     
    За счет финансирования из средств
    консолидированного бюджета обеспечить
    нормативное содержание образовательного
    процесса в учебных заведениях. 
    Установить региональные надбавки
    работникам образования, доведя их до средней
    оплаты труда в сфере материального производства. 
    Установить региональные надбавки к
    пенсиям работникам образования - до 75% от
    совокупной зарплаты за последние три года
    работы. 
    Восстановить полноценную работу
    системы повышения квалификации учителей,
    преподавателей, предусматривающую их
    переподготовку один раз в пять лет. 
    Восстановить материальную базу,
    лучшие формы и методы воспитательной работы
    российской школы, способствующие развитию таких
    личностных качеств детей, как общечеловеческие
    ценности, патриотизм, дружба между народами,
    образцы гражданского поведения. 
    Структурные
    изменения системы образования 
    В последние годы в системе образования
    Астраханской области наметились и происходят
    важные структурные изменения. В общем
    образовании появились и набирают силу новые типы
    учебных заведений: детские сады-школы и
    учреждения дополнительного образования; лицеи,
    гимназии, школа одаренных детей,
    российско-турецкий лицей. В профессиональном
    образовании идет перепрофилирование, изменение
    статуса, появление учебных заведений
    негосударственной формы собственности.
    Открываются колледжи, академии, университеты,
    филиалы крупных престижных вузов России. В
    государственных и негосударственных учебных
    заведениях растет доля приема на возмездной
    основе. Появляются программы дополнительного
    профессионального образования.  
    Проделанная работа позволяет
    определить перспективы и темпы реформирования
    структуры образования: 
    
      - создание условий для получения качественного
        образования населением Астраханской области в
        учебных заведениях города и области, центральных
        вузах страны, за рубежом;
 
      - оптимизация размещения учебных заведений всех
        уровней и ступеней на территории области,
        разнообразие предложенных образовательных
        программ, специальностей и специализаций,
        дифференциация и диверсификация образования;
 
      - выявление перспективных направлений
        образования на основе программирования и
        планирования развития рынка, перепрофилирование
        и создание новых видов образования и типов
        учебных заведений, отвечающих потребностям
        экономики, социальной сферы, образовательным
        запросам астраханцев;
 
      - ориентация системы образования на
        удовлетворение спроса со стороны личности,
        различных социальных, профессиональных,
        этнических групп населения;
 
      - развитие сети дополнительного образования и
        коммерциализация дополнительного
        профессионального образования. Развитие
        внутрифирменной подготовки и переподготовки
        специалистов;
 
      - внедрение модульной структуры образовательных
        программ, позволяющих получать образование по
        частям, чередуя очное образование с работой и
        дистантным образованием и выходить на получение
        сертификата в течение длительного времени.
 
     
    
      
        Обновление содержания образования 
       
     
    Переход с обучения по единым
    государственным планам на образовательные
    программы, основой которых являются
    государственные стандарты, позволяет регионам и
    учебным заведениям самостоятельно изменять
    содержание образования, разнообразить
    специальности и специализации в соответствии с
    рыночными условиями. 
    Повышение качества образовательных
    услуг, адаптивность образования к рыночному
    спросу предполагает:  
    
      - реальное уменьшение учебной нагрузки
        школьников и студентов, учителей и
        преподавателей с учетом самостоятельной работы
        до нормативов, установленных госстандартами и
        КЗоТ;
 
     
    
      - повышение фундаментальности начального, общего
        среднего и базового высшего профессионального
        образования;
 
      - гуманитаризацию, гуманизацию технического и
        естественнонаучного образования, интеграцию,
        диверсификацию программ технического,
        естественнонаучного и гуманитарного
        образования;
 
      - совершенствование обучения в сельской
        малокомплектной и национальной школах путем
        улучшения кадрового и учебно-методического
        обеспечения;
 
      - поэтапную компьютеризацию всех уровней и
        ступеней образования, обеспечение учебных
        заведений вычислительной техникой и
        программами;
 
      - внедрение образовательных технологий и
        траекторий индивидуального обучения, в том
        числе:
 
     
    в начальном образовании -
    использование различных по срокам и методам
    вариантов обучения с учетом психофизических
    особенностей и здоровья детей; 
    в среднем полном образовании -
    установление траекторий поступления в
    профессиональные учебные заведения через
    подготовительные классы, продвинутые программы
    с учетом академических успехов школьников и
    рекомендаций учителей; 
    в среднем и высшем профессиональном
    образовании - обучение по индивидуальным учебным
    планам и траекториям через выбор курсов и
    специализаций; 
    
      - постепенный переход массовой школы на изучение
        английского языка с младших классов,
        стимулирование изучения второго языка стран,
        установивших прочные экономические и культурные
        отношения с Астраханской областью;
 
      - интеграцию содержания образования в средних и
        высших профессиональных учреждениях, углубление
        их организационных связей посредством признания
        и взаимозачетов академической успеваемости;
 
      - укрепление связи образования с производством
        через развитие системы стажировок и практики
        студентов, создание гуманитарных и
        естественнонаучных центров,
        научно-образовательных производственных
        комплексов, технопарков и техноцентров,
        превращение региона в технополис;
 
      - создание крупных многопрофильных колледжей,
        реализующих программы общего, начального
        профессионального, среднего и продвинутого
        профессионального образования.
 
     
    
      
        
          Улучшение воспитательной работы и
          здоровья детей 
         
       
     
    В настоящее время не разработана
    теория воспитательной работы, соответствующая
    этапу реформирования общества, тенденциям
    становления демократического гражданского
    общества, формированию свободной личности.
    Обновление воспитательной работы должно
    способствовать формированию общечеловеческих
    ценностей, национальной гордости и образцов
    гражданского поведения. Важнейшей задачей школы
    и общества должно стать укрепление здоровья
    детей и обеспечение их правильного и
    полноценного питания. В этих целях необходимо
    обеспечить: 
    
      - подготовку специальных кадров по
        воспитательной работе (психологов, социальных
        педагогов, классных воспитателей) и
        переподготовку действующего педперсонала;
 
     
    
      - разработку и внедрение новой модели
        демократического уклада жизнедеятельности
        учебных заведений, соответствующей модели
        гражданского общества;
 
      - совершенствование сети внешкольных и
        оздоровительных учреждений, укрепление
        материальной базы и улучшение их финансирования;
      
 
      - введение региональных нормативов питания детей
        начальной школы и обеспечение их выполнения ;
 
      - создание службы психоаналитической помощи и
        бытовой детской реабилитации в крупных школах и
        межшкольных объединениях;
 
      - введение общественной экспертизы проектов
        строящихся и действующих микрорайонов,
        предусматривающей пропорциональное создание
        детских рекреаций для занятий спортом, повышение
        ответственности руководителей учебных
        заведений, руководителей государственных служб
        за поддержание и развитие спортивно-
        оздоровительной базы.
 
     
    
      
      - гарантий участников
        образования
 
      
     
    В целях совершенствования экономики
    образования и приведения ее в соответствие с
    социально-экономическими реалиями в стране и
    регионе, формирования рынка образовательных
    услуг необходимо: 
    
      - разработать региональные, реально обеспеченные
        нормативы финансирования содержания и развития
        деятельности образовательных учреждений
        Астраханской области;
 
      - внедрить механизм многоканального
        финансирования каждого учебного заведения,
        включающий в себя следующие основные источники:
        федеральное и региональное финансирование,
        плата за обучение, доходы от аренды
        образовательной собственности, реализация
        собственной продукции, спонсорские и
        попечительские средства;
 
      - передать в перспективе в общем образовании
        права бюджетополучателя образовательным
        учреждениям;
 
      - разработать простую и понятную систему
        финансирования учебных заведений по уровням и
        источникам финансирования;
 
      - разработать эффективный механизм
        налогообложения для местного бизнеса,
        способствующий инвестициям в образование;
 
      - развивать адресное финансирование и целевое
        кредитование в образовании в следующих
        направлениях: 
 
     
    образовательные пособия для сельской
    молодежи из отдаленных районов для обучения по
    дефицитным и престижным специальностям в
    учебных заведениях города Астрахани;  
    региональные целевые кредиты
    студентам, в том числе из малообеспеченных семей,
    под государственный региональный заказ;  
    целевые гранты талантливым учащимся,
    студентам, аспирантам, учителям, преподавателям
    для учебы за пределами области и за рубежом;  
    ежегодные гранты студентам,
    обучающимся на коммерческой основе, за успехи в
    спорте, художественной самодеятельности,
    искусстве из региональных фондов развития этой
    деятельности; 
    
      - создать экономически эффективную систему
        дополнительного профессионального образования
        и подготовки управленческих кадров, способную
        обеспечить непрерывный профессиональный рост
        квалифицированных специалистов;
 
      - стимулировать создание рабочих мест для
        вторичной занятости учащихся с неполной рабочей
        неделей;
 
      - создать систему обслуживания материальной,
        учебной, научной базы образовательных
        учреждений;
 
      - развивать экспорт образования за пределы
        области, стимулировать учебные заведения в
        создании условий для обучения учащихся и
        студентов из других регионов России и других
        стран, особенно Востока и прикаспийского
        региона.
 
     
    Кадровое
    и научное обеспечение развития регионального
    образования 
    Кадровое обеспечение
    совершенствования образования предполагает
    изменение работы по повышению квалификации,
    аттестации и подготовке новых специалистов,
    усиление научной работы. Повышение квалификации
    выполняет две основные функции - обновление
    содержания образования и обеспечение
    профессионального роста работников. В этих целях
    необходимо: 
    
      - разработать механизм обновления содержания и
        методов преподавания учебных дисциплин,
        включающих в себя изучение учителями и
        преподавателями современных достижений науки,
        образования и передового опыта;
 
     
    
      - ввести систему карьерного образования
        (получение дополнительной специальности,
        обучение в магистратуре, аспирантуре,
        докторантуре), увязывающую должностные
        перемещения учителей, преподавателей, оплату их
        труда с уровнем полученного образования;
 
      - разработать критерии аттестации кадров,
        способствующие профессиональному росту и
        выстраиванию школьной карьеры работников
        образования;
 
      - перенести центр профессионального конкурсного
        отбора по педагогическим специальностям с
        довузовского на вузовский и послевузовский
        уровни (вторая ступень высшего образования,
        практики, стажировки бакалавра);
 
      - разработать модель прогнозирования,
        планирования и целевой подготовки
        педагогических кадров по специальностям и
        специализациям с реальной привязкой студентов
        старших курсов к вакансиям в учебных заведениях
        и других учреждениях социальной сферы;
 
      - привести тематику научных исследований в
        образовании в соответствие с Федеральной
        программой социально-экономического развития
        Астраханской области до 2000 года. Продолжить
        практику финансирования научных исследований
        через систему грантов. Обеспечить доступ
        преподавателям к системе ИНТЕРНЕТ;
 
     
    
      - разработать и издать учебную литературу,
        обеспечивающую реализацию региональных
        компонентов образовательных программ.
        Разработать модель интеграции и повышения
        эффективности работы учреждений образования
        различных уровней и типов;
 
     
    
      - развивать научные исследования и разработки по
        экономике образования, управлению образованием,
        образовательной статистике, рациональному
        размещению сети учреждений образования,
        образовательному праву, экономическому и
        образовательному прогнозированию и
        планированию.
 
     
    
      
        
          Участие в международной
          деятельности 
         
       
     
    Астраханская область является
    важнейшим геополитическим центром и южным
    форпостом России. Интенсивное развитие
    международных связей региона диктует их
    активизацию и в образовательной сфере. В
    последние годы большое количество школьников и
    студентов Астрахани выигрывают международные
    гранты на учебу за рубежом. Установилась
    практика проведения международных конференций.
    На базе АГТУ создана Ассоциация университетов
    прикаспийских государств. Дальнейшее
    совершенствование международной деятельности в
    сфере образования предполагает: 
    
      - стимулирование и оказание поддержки со стороны
        региональных лидеров и бизнеса образовательным
        заведениям в установлении и развитии
        международных контактов и обмене учащимися,
        студентами, учителями и преподавателями; 
 
     
    
      - открытие школ с углубленным изучением
        английского, французского, немецкого и восточных
        языков;
 
      - создание условий для привлечения и обучения
        иностранных студентов из восточных стран и стран
        прикаспийского региона;
 
      - приглашение специалистов для внедрения новых
        образовательных программ, передовых
        специальностей и специализаций;
 
      - создание центра по изучению и распространению
        русского языка, российской культуры;
 
      - развитие научных контактов, проведение
        международных конференций в Астрахани;
 
      - установление контактов и связей с
        международными образовательными организациями,
        ассоциациями и открытие их представительств в
        Астрахани.
 
     
    Совершенствование
    управления и правового регулирования 
    В образовании
    осуществляется переход от централизованного
    управления к государственно-общественному
    регулированию, демократизации, децентрализации.
    Усиливается региональная и муниципальная
    составляющие управления. Создан единый орган
    управления образованием, функционируют
    общественные и профессиональные ассоциации. Для
    эффективной реализации данной концепции
    необходимо: 
    
      - включить в состав учредителей учебных
        заведений основных заказчиков, органы
        региональной и муниципальной власти; 
 
      - инициировать создание общественных структур
        управления в образовании (движения, объединения,
        ассоциации, советы по образованию);
 
      - разработать долгосрочные и среднесрочные
        программы развития регионального и
        муниципального образования и их нормативно-
        правовое и финансовое обеспечение;
 
      - создать единую региональную систему оценки и
        контроля качества образования на основе
        государственного тестирования;
 
      - внедрить правовой механизм общественного
        регулирования сферы образования, создать службу
        государственно-общественного лицензирования,
        аккредитации учреждений и аттестации
        педагогических кадров;
 
      - принять пакет основных нормативных документов,
        регулирующих правовые отношения в сфере
        образования, развивать региональное
        законодательство;
 
      - внести изменения в региональные нормативные
        документы, регулирующие отношения в сфере
        образования, в соответствии с данной концепцией.
  
    
    Ожидаемый
    результат 
    Приведение
    структуры образования и номенклатуры
    специальностей в соответствие с профилем
    регионального рынка труда. 
    Создание новых
    организационно-экономических механизмов
    развития системы образования в рыночных
    условиях, гарантирующих конституционное право
    на равное получение государственного
    образования астраханцев и право на выбор
    индивидуальных траекторий образования в
    соответствии с их предпочтениями, возможностями,
    в том числе и через платное обучение. 
    Создание условий для дальнейшего
    совершенствования и углубления
    фундаментального образования, усиление
    правовой, экономической и экологической
    подготовки.  
    Улучшение материальной базы
    образовательных учреждений, обеспечение
    повышения квалификации учителей и
    преподавателей, развитие информационных
    ресурсов в образовании, обновление содержания и
    технологий образования, гарантирующих
    качественное и конкурентное образование на
    внутреннем, внешнем и международном рынках труда
    выпускникам астраханских учебных заведений. 
    Создание эффективной системы
    непрерывного образования, обеспечивающего
    переподготовку высвобождающейся рабочей силы и
    занятость населения. 
      
    
     |