Основные программные мероприятия

 

Раздел 3. Воспитательная работа и здоровье


 

Проект 23. “Концептуальные основы организации воспитательной работы”

Цель: разработка региональной концепции воспитательной работы с детьми.

Задачи

  • Определение стратегических целей и приоритетов воспитательной работы в регионе.
  • Совершенствование воспитательной работы в образовательных учреждениях.
  • Создание условий для обеспечения нужд населения в учреждениях дополнительного образования
  • Обновление научного обеспечения организации воспитательной работы.
  • Использование СМИ по формированию информационно-воспитательного пространства.

Мероприятия

1.Провести исследования состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях региона.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего
и профессионального образования
Администрации Астраханской области;
комитет по делам молодежи
Администрации Астраханской области
2.Создать региональную консалтинговую службу по проблемам воспитания детей, юношества и молодежи.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
администрации Астраханской области;
комитет по делам молодежи
Администрации Астраханской области.
3.Разработать варианты моделей воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Срок: 2000 г
Исполнитель:
ИУУ.
4.Ввести специальность “Организатор воспитательной работы” в АГПУ.
Срок: 2002-2003 г.
Исполнитель:
АГПУ.
5.Разработать набор учебно-методических комплексов по направлениям и актуальным проблемам воспитания детей и подростков.
Срок: 2002 г.
Исполнители:
АГПУ; ИУУ.
6.Провести межрегиональную научно-практическую конференцию по проблемам воспитательной работы.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
АГПУ; ИУУ.
7.Открыть постоянно действующий семинар организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Срок: 1999 г.
Исполнитель:
ИУУ.
8.Создать банк данных о состоянии воспитательной работы в регионе.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
ИУУ; комитет по делам молодежи
Администрации Астраханской области;
областные учреждения дополнительного образования.

на ребенка”

Цель: изучение воспитательного потенциала и возможностей социума. разработка сети целевых воспитательных программ для разных типов и видов учебных заведений.

Задачи

  • Использование программно-целевого метода в развитии воспитательной работы с учащимися.
  • Создание региональной нормативно-правовой базы и программно-методического обеспечения управления воспитательным воздействием социума.
  • Вертикальное и горизонтальное интегрирование и координирование региональных и муниципальных учреждений дополнительного образования.
  • Интеграция деятельности учреждений дополнительного образования в общеобразовательные учреждения.
  • Профилактика девиантного поведения среди астраханской молодежи.

Мероприятия

1.Создать в каждом муниципальном образовании области по одной опытно- экспериментальной исследовательской площадке по данной проблеме.
Срок: 2003 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
органы управления
образованием местного самоуправлен
2.Создать банк данных по организации воспитательной работы в социуме.
Срок: 2001 г.
Исполнитель:
ИУУ.
3.Развить сеть разноуровневых центров развития и досуга.
Срок: к 2005 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
комитет по делам молодежи
Администрации Астраханской области;
муниципальные органы власти.
4.Открыть в каждом муниципальном образовании службы доверия.
Срок: 2002 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
муниципальные органы власти.
5.Приступить к созданию детских и юношеских общественных организаций по месту жительства.
Срок: 2001 г.
Исполнители:
комитет по делам молодежи
Администрации Астраханской области.
6.Приступить к переподготовке кадров по госпитальной и социальной работе с молодежью.
Срок: 2001 г.
Исполнитель:
ИУУ.
7.Разработать и внедрить целевую программу “Воспитательная система городской общеобразовательной школы”
Срок: 2000 г.
Исполнители:
ИУУ; ВНИК.
8.Разработать и внедрить целевую программу “Воспитательная система сельской общеобразовательной школы”
Срок: 2000 г
Исполнители:
ИУУ; ВНИК.
9. Разработать и внедрить целевую программу “Воспитательная система лицеев, гимназий, профильных школ”
Срок: 2001 г.
Исполнители:
ИУУ; ВНИК.
10. Разработать и внедрить целевую программу “Воспитательная система специальных (коррекционных) учреждений”
Срок: 2002 г.
Исполнители:
ИУУ, ВНИК.
11. Разработать и внедрить целевую программу “Воспитательная система школы-комплекса”
Срок: 2003 г.
Исполнители:
ИУУ; ВНИК.
12. Разработать и внедрить целевую программу “Воспитательная система дошкольных образовательных учреждений”
Срок: 2001 г.
Исполнители:
ИУУ; АПК; ВНИК.
13. Провести исследование ситуации в молодежной среде с целью выявления девиантных отклонений и их профилактики, профилактики преступности, выявление установок на законопослушание или нарушение закона, в том числе на протестные действия на межэтнической основе, выявление конфликтного потенциала молодежи.
Срок: 2004 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
ВУЗы; комитет по делам молодежи
Администрации Астраханской области

Проект 25. “Психологическая служба”

Цель: создание службы психологической помощи и бытовой детской реабилитации в крупных школах и межшкольных объединениях.

Задачи

  • Создание пунктов психологической службы при детских дошкольных учреждениях.
  • Расширение системы психологической службы в образовательных учреждениях общего образования.
  • Пропаганда идей современной психологии среди родителей, учащихся, педагогов и руководителей учреждений образования.
  • Совершенствование сети учреждений психологической службы, укрепление материальной базы и улучшение их финансирования.

Мероприятия

1.Вменить в функциональные обязанности органов управления образованием всех уровней вопросы развития психологических служб.
Срок: 1999 г.
Исполнители:
департамент общего
и профессионального образования
Администрации Астраханской области;
органы управления образованием.
2.Открыть в крупных дошкольных учреждениях каждого района базовые психологические службы дошкольного образования.
Срок: 2001–2002 гг.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
органы управления образованием
местного самоуправления
3.Ввести в штатное расписание каждой школы ставку психолога.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
органы управления образованием
местного самоуправления
4.Создать в крупных школах каждого района реабилитационно – психолого - педагогические центры.
Срок: 2005 г.
Исполнители: департамент общего и
профессионального образования;
органы управления образованием местного самоуправления.
5.Создать в каждом муниципальном образовании реабилитационно - психологические службы.
Срок: 2001 г
Исполнители:
Органы управления образованием местного самоуправления
6.Открыть в АПК специальность “Дошкольный практический психолог”
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области; АПК.
7.Продолжить практику подготовки психологов в АГПУ, ИУУ.
Срок: до 2005 г.
Исполнители:
АГПУ; ИУУ.

Проект 26. “Здоровье детей”

Цель: сохранение здоровья подрастающего поколения, формирование у детей и подростков мотивации стремления к сохранению и совершенствованию здоровья.

Задачи

  • Превращение охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов управления всех уровней.
  • Коренное улучшение организации учебного процесса в школах, исходя из задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Создание необходимых экономических условий для развития материальной базы образовательных учреждений.
  • Разработка научно-методических основ и организационных основ мониторинга состояния здоровья учащихся города и области, его финансовое обеспечение.
  • Совершенствование информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях воспитания и образования.

Мероприятия

1.Внести изменения в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся.
Срок: 2000-2002 гг
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
АГПУ; ИУУ; АПК; АПУ.
2.Создать в общеобразовательных школах комплексные медико-психологические службы (центры здоровья), включающие в себя валеологические и реабилитационные службы, и спортивные комплексы, осуществляющие мониторинг и коррекцию психофизических отклонений в состоянии здоровья учащихся.
Срок: до 2005 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
департамент здравоохранения
Администрации Астраханской области; АГМА.
3.Осуществить подготовку кадров по специальностям: педагог-валеолог, врач-реабилитолог, организатор физкультурно-оздоровительной работы, инструктор ЛФК.
Срок: с 2000 г.
Исполнители:
АГПУ; АГМА; АМК; АПК; АПУ.
4.Проводить мониторинг психофизического состояния учащихся образовательных учреждений.
Срок: постоянно.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
департамент здравоохранения
Администрации Астраханской области.
5.Ввести как обязательную учебную дисциплину курс “Основы валеологии” в школах города и области, организовав подготовку и переподготовку и учителей.
Срок: с 2001 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
АГПУ; ИУУ.
6.Привести инновационные образовательные программы в соответствие с возрастными и психофизиологическими особенностями школьников.
Срок: 2000-2003 гг.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
ИУУ; АГПУ.
7.Подготовить и реализовать циклы теле- и радиопередач по проблемам формирования здорового образа жизни.
Срок: постоянно.
Исполнители:
АГПУ; АГМА; ИУУ;
АГТРК “Лотос”; СПИД-Центр;
Областной центр медицинской профилактики.
8.Создать региональный совет по вопросам охраны здоровья детей и подростков.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области;
департамент здравоохранения
Администрации Астраханской области.

Проект 27. “Дополнительное образование”

Цель: разработка основных направлений дополнительного образования в соответствии с анализом потребностей личности и региона.

Задачи

  • Разработка моделей новых видов учреждений дополнительного образования (реабилитационных, культурологических, народных ремесел и др.).
  • Внедрение инновационных программ разных видов и типов в системе дополнительного образования.

Мероприятия

1.Организовать постоянно действующую маркетинговую службу в системе дополнительного образования.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области; ИУУ
2.Разработать типовые программы дополнительного образования, учебные и методические пособия по направлениям регионального значения.
Срок: 2001 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области; ИУУ.
3.Разработать положение о региональных конкурсах авторских программ и учебно-методических пособий для системы дополнительного образования.
Срок: 1999 г.
Исполнитель:
ИУУ.
4.Провести областной конкурс авторских программ и учебно-методических пособий для системы дополнительного образования.
Срок: 2000г.
Исполнитель:
департамент общего и профессионального
образования Администрации Астраханской области.

Проект 28. “Молодежь в полиэтническом регионе”

Цель: изучение и использование опыта межнациональных и межрелигиозных отношений региона в воспитательной работе с молодежью.

Задачи

  • Изучить опыт межэтнических отношений в регионе.
  • Учесть уникальный опыт межэтнического взаимодействия в области для формирования мировоззрения молодежи.
  • Организовать изучение культуры и традиций разных этнических общностей в образовательных учреждениях разных типов, видов и уровней, национальной самоидентификации;
  • Формирование патриотического сознания молодежи, ее ценностной духовной ориентации;
  • Изучение развития национального и интернационального компонентов в национальном самосознании.

Мероприятия

1.Создать лабораторию по изучению межэтнических особенностей развития региона.
Срок: 2003 г.
Исполнитель:
АГПУ.
2.Провести научно-практическую конференция “Культурное и этно-религиозное наследие Астраханской области”.
Срок: 2004 г.
Исполнители:
Астраханский историко-краеведческий музей; АГПУ.
3.Провести социологическое исследование с целью определения отношения молодежи к проблемам полиэтнического региона.
Срок: 2000 г.
Исполнители:
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области; АГПУ.
4.Организовать в учебных заведениях спецкурсы по истории межэтнических отношений Астраханской области.
Срок: 2001 г.
Исполнители:
Совет директоров ССУЗов;
Совет ректоров ВУЗов;
управление образования
администрации г. Астрахани.
5.Создать конфликтологический центр по проблемам межэтнических отношений микроуровня.
Срок: 2004 г.
Исполнители:
Управление региональной и национальной политики
Администрации Астраханской области;
департамент общего и
профессионального образования
Администрации Астраханской области; АГПУ; АГТУ.
6.Провести выставку документов и материалов по проблемам бесконфликтности межэтнических отношений в области.
Срок: 2003 г.
Исполнитель:
Астраханский историко-краеведческий музей.
7.Организовать международный семинар по рассмотрению и изучению уникального опыта межнациональных и межконфессиональных отношений на территории края - история и современность.
Срок: 2004 г.
Исполнители:
ВУЗы.